Учим время с детьми по часам.

05.06.2015

Учим время по часам.

Что такое время? учим время с детьми по часамКак вы сможете объяснить этот вопрос ребенку? Ведь оно не поддается осязанию и зрительному восприятию. Это что-то "невидимо-абстрактное", что можно только чувствовать, когда оно проходит. И то оценить это можно только по определенным событиям, которые уже произошли. А ведь время существует, и наша задача дать малышу полное представление о времени и научить понимать время по часам.
Детям до пяти лет достаточно трудно объяснить временные критерии, для них пока нет прошлого и будущего и все, что происходит, происходит "сиюминутно". А нам необходимо объяснить, что течение времени осуществляется непрерывно, именно с этим и связаны понятия прошлого, настоящего и будущего. Время не поворачивается вспять. Чаще всего дети, увлекшиеся игрой на улице, и не замечают, как время пролетело, а мы тащим их за руку домой, а им кажется, что они только вышли, хотя прошло минимум 3-4 часа
Для того, чтобы познакомить ребенка со временем предлагаем вам начать со сказки "Время и малыш".

Время и малыш
Время и малыш
IBMIr1moh5fsJ.html
21.7 KiB
605 Downloads
Детали

Первые азы изучения времени.

Новорожденный еще абсолютно не разбирается во времени, но все его существование подчинено определенным биоритмам. К году он начинает различать: сейчас время кушать, сейчас - гулять или спать, а сейчас - купаться. Но, это при условии, что вы все-таки придерживаетесь режимных моментов. Но даже в этом случае у ребенка все происходит в настоящем времени.
учим понимать время

Как научить дошкольника понимать часы?

Абстрактность мышления появляется лишь в школьном возрасте, до этого дети не могут адекватно это воспринимать, так что если, что-то не получается - не расстраивайтесь.
Начать нужно с самого обширного и простого понятия - объяснения времен года, сезонности. Кстати, прочитать об этом можно тут. Далее необходимо перейти к изучению месяцев и дней недели.
Но, обо все по порядку. Сначала, нужно объяснить главные свойства времени:

  • время в сутках повторяется по кругу (для наглядности - круглый циферблат),
  • время скоротечно и ничего вернуть нельзя обратно.

Вроде два таких серьезных противопоставления, но тем не менее, это нужно объясните. Возьмите электронные часы и простые механические. Круглый циферблат – символ повторяемости по кругу (сейчас утро и завтра настанет утро и вчера началось с утра). А цифры сменяющие друг друга на электронных часах - символизируют "убегающее в вечность" время. Это даже можно продемонстрировать по песочным часам.

Ребенку уже 2-3 года? Начните с обсуждения его возраста. Сейчас тебе 2 года, через год будет – 3, а через два года - 5…а когда твой братик пойдет в школу - тебе будет 6 лет. У ребенка должны появится какие-то ориентиры, от которых он будет отталкиваться. Или же маленько в ином направлении: год назад ты умел то-то то-то, сейчас ты умеешь «это»…, а через год ты будешь уметь что-то еще.

Секунда, нет минута.

Чтобы малышу было легче ориентироваться в таких сложных понятиях, как час и минута с секундами. Нужно под каждое объяснение придумать действие, которое по длительности будет совпадать с объясняемым интервалом. К примеру, топнуть ножкой - это секунда, дойти из комнаты, до какого-то объекта – минута, а вот дойти из дома до садика (если далеко) – час.


Не кидайтесь объяснять, что обозначает стрела на этом или ином месте, сейчас это не важно, научите маленького ребенка выполнять все действия последовательно во времени. Сначала - завтрак, потом - игра, потом - прогулка и т.п. И каждое из этих событий разбейте на пункты и акцентируйте это ребенку. Завтрак: садимся за стол - берем ложку - кушаем кашу - пьем молоко - умываемся и пр. Так же и с остальными "крупными" действиями, все дробим. Обязательно обозначайте: утром будем завтракать, днем - спать и гулять, а вечером – придет папа с работы и будем ужинать. Так вы привьете ребенку самые простые временные понятия: что происходит за сутки и что завтра все повторится. Т.е. в пределах одного дня ничего не повторяется, а завтра все начнется заново.

Обязательно сопровождайте действия словами.
Будущее
Сначала покушаем, потом погуляем.
Сначала поиграем в домино, потом в пазл и т.п
Настоящее
Сейчас идем кушать, а потом гулять.
Сейчас играем в домино, а потом соберем пазл.
Прошлое
Сначала мы кушали, а потом гуляли,
Сначала мы играли в домино, а потом собирали пазл.
Показывайте дидактические картинки, которые помогают разобраться с последовательностью происходящих действий. Описывайте то, что там изображено, просите малыша рассказать об изображении.

делаем обучающий циферблат.

циферблат часовКак научить малыша понимать, какая стрелка показывает час, а какая минуты?
Смастерите самодельный циферблат, с помощью которого ребенок научится понимать, как идут стрелки, какие цифры присутствуют и что все это означает. Это, несомненно, помогает развиваться с математической точки зрения. У ребенка закладывается понятие о цифрах, возможно он даже выучит счет. Для деток постарше легко будет учить и сложение цифр.

Приступаем к делу, распечатываем циферблат, даем ребенку разукрасить его, ему же тоже хочется быть полноценным участником творческого процесса. Вырежьте по кругу, если малыш уверенно владеет ножницами – доверьте это ему, нет - обезопасьте его от этого.
Из плотного картона вырежьте стрелки: малую и большую. Если есть стрелки от старых часов – вообще замечательно. В центре циферблата проделайте дырку. Не плохо, если и циферблат будет приклеен на картон, так будет гораздо долговечнее. Прикрутите стрелки к циферблату с помощью болта и гайки. Очень удобное пособие получается.

как научить понимать время

С чего начать?

1. Объясните значение короткой и длинной стрелок.
2. Начните с часовой стрелки (длинную можно пока снять, чтобы не смущала): на какой цифре стоит и сколько показывает. Хорошо, ели соотнести это время с действием, происходящим в жизни малыша (7 утра – ребенок встает, 8 утра – приходит в садик и т.п.).
3. После, того, как понятие часа прочно закрепится в подсознании малыша – приступайте к понятию минуты, что показывает длинная стрелка, для этого посмотрите картинку с часами, где циферблат поделен минутами.
4. И на самом конечном этапе, после освоения часов и минут, можно объяснять дробное время: пять минут пятого и пр. Кстати это умение помогает в будущем хорошо расправляться с дробями.

Хорошо, ели вы будете показывать плакаты, где время сопровождается действиями. Вы можете сохранить их к себе на компьютер и распечатать.плакат о времени плакат про время

плакат о времениплакат про время

Поговорите с ребенком, что изображено на плакатах. Покажите на игровом макете это время, потом можете попросить, чтобы ребенок сам выставил это время на макете. Пусть расскажет, что показывает длинная и короткая стрелки.

После такого ознакомления, уже можно давать задания, чтобы малыш выставлял указанное вами время на игровом макете: вы называете час и минуту - он их выставляет. Далее спрашиваете, когда он ложится спать - ребенок так же выставляет стрелки макета. И так постепенно учим время с детьми по часам, чтобы малыш мог четко сказать посмотрев на часы, который сейчас час.

А вот еще один замечательный макет часиков, которые можно сделать самим.

TEXT.RU - 100.00%


АВТОРСТВО ЗАЩИЩЕНО
Метки записи:   ,
Комментарии к записи "Учим время с детьми по часам."
Перейти к форме комментирования
  1. Спасибо за такую познавательную статью. Очень понравилась сказка про время. И мультфильм очаровательный. Действительно, познакомить детишек с таким асбтарктным понятием, как время - довольно сложно.

  2. Формирование понятия времени у детей связано с формированием математических представлений, поэтому входит в число самых сложных. Как правило, дети начинают понимать (именно понимать) время и правильно определять его по часам только к 7 годам. А мой сын (ему 8) даже вывел закономерность, связав таблицу умножения на 5 и циферблат.

  3. Учить время с детками занятие довольно простое, а главное- не срочное. У мам есть время с 2 лет до 4 точно)). Дочурке сейчас 2, но понятие "попозже" она всегда воспринимает с плачем. Если читать книжку, то неважно чем мамам занята - читать! Здесь и сейчас!!!!

  4. Лариса, очень интересно, что эта за закономерность? Будущий математик растет!

  5. Наталья, детки, действительно нетерпеливы, им надо здесь и сейчас все получить. Это характерно до 4-5 лет, пока у ребенка еще нет четкого разделения на будущее-настоящее-прошлое.

  6. Мне теперь нужно дождаться правнуков, чтобы с ними заниматься. Внучки уже школьницы.

  7. Здравствуйте! А для меня - вовремя! Это для моих внуков, которым от 1,5 месяца до 6 лет. Спасибо за статью.

  8. - циферблат должен быть обращен вперед, а не к стене

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля

MAXCACHE: 0.9MB/0.00092 sec