Эффективное обучение детей правилам безопасности дома и на улице
Изучение мира вокруг так увлекает, но есть определенные риски. Ребенок заблудился или упал и разбил коленку, ошпарился кипятком и пр. Постоянно быть рядом мы все - равно не сможем и предусмотреть все ситуации, в которых способен оказаться маленький исследователь. Поэтому необходимо обучение детей правилам безопасности с раннего возраста. Важно защищать кроху от опасности, но и с самого раннего детства развить в нем инстинкт самосохранения.
Безопасность детей: правила для родителей.
Часто, думая о безопасности ребенка мы изолируем его ото всего. Но мы лишаем его и возможности пробовати и ошибаться, используя полученный опыт в стандартной ситуации. На самом деле в этом скорее родители заботятся о себе. Часто "опекаемые" карапузы в опасный момент получаются наименее защищенными. Не надо от всего ограждать ребенка: от различных угроз и опасностей, а помочь дальновидности в совершении поступков, чтобы ребенок мог их заранее предвидеть и соответственно избежать.До полутора лет опека мамы малышу действительно нужна. Необходимо создать возможности к познанию окружающего пространства. Так создайте такую среду, где ваш непоседа сможет действовать самостоятельно и при этом находиться в безопасности. Он должен узнать такие понятия, как больно, горячо. Эти понятия они усваивают не сразу.
Поэтому не стоит удивляться, когда ребенок, однажды застряв между прутьями кровати, попробует повторить эксперимент.
Как научить ребенка избегать опасностей ?
Малыш растет, становится более самостоятельным, ему требуется больше простора. Если не предоставлять ребенку свободу, он, конечно, сможет запомнить, что разрешено, а что - нет, но при этом не получит собственного опыта, который ему крайне необходим.
Действуя самостоятельно, ребенок учится прогнозировать последствия своих поступков, и принимать решения в различных ситуациях. Это не означает, что нужно лишить маленького человечка родительской поддержки. Важно просто научить его рассчитывать на собственные силы.
Не спешите помогать крохе, если он неловко пытается забраться на диван. Для ребенка намного полезнее, если вы лишь слегка поддержите его. В случае падения он будет защищен от удара, но при этом он насторожится и в следующий раз постарается действовать аккуратнее.
Повторение правил безопасности — мать учения.
Дети значительно лучше воспринимают и могут запомнить те события, которые они ощутили, так сказать на своей шкуре. Это будет эффективнее, чем вы сто раз будете ему это вдалбливать. Поэтому старайтесь не рассуждать много, обратитесь к его чувствам осязания и зрения.
Все должно быть видно глазами, попробуйте разыграть опасность понарошку, и объяснить последствия. Например, сделайте вид, что обожглись, покажите, что вам очень больно. Обязательно поясняйте причины устанавливаемых запретов. Малыш не поймет вашего "нельзя", его интересует "почему нельзя".Нельзя гладить кошку, потому что она может поцарапать и т.п.Не надейтесь, что ребенок все запомнит. Периодически проверяйте, в определенной ситуации изобразите забывчивость, попросите ребенка вам напомнить.
Пример для подражания.
Малыши во всем смотрят на родителей. Если вы не станете сами соблюдать элементарные правила безопасности, то и они не станут этого выполнять, как бы вы ни старались. Пересмотрите свои привычки с точки прения безопасности. Никогда в присутствии малыша не ешьте немытых фруктов и пр.
Дети обожают животных и с радостью готовы бежать навстречу незнакомой собаке. Объясните крохе, что у питомцев, как и у людей, разные характеры. И не все собаки любят, чтобы их гладили.
Кроха хочет помогать вам по хозяйству?
Расскажите, что с утюгом приходится обращаться осторожно. Можно сильно обжечься.
Старайтесь не совершать действия, противоречащие тому, чему вы учите ребенка. Запрещая что-либо брать у незнакомых людей, не разрешайте и в вашем присутствии принимать угощение от незнакомой тети, воскликнувшей: "Какой очаровательный малыш! Возьми конфетку!" Вежливо извинитесь и поясните причину отказа. Иначе ребенок растеряется и не поймет почему мама делает то, что ему нельзя.
Обучение детей правилам безопасности: повседневная практика.
Безопасное поведение войдет в привычку, станет неким рефлексом. Выработать его мгновенно нельзя. Поэтому используйте для этого каждый удобный случай, ненавязчиво проводя небольшие уроки по правилам безопасности. Главное, чтобы они не были похожи на скучные лекции.
По дороге в детский сад предложите крохе посоревноваться в бдительности: ищите потенциальные опасности и рассказывайте, как их преодолеть. Вот велосипедист едет прямо по проезжей части, мама выходит из лифта раньше, чем малыш, дети съезжают по перилам.
Во время игры обучение проходит совсем иначе. Устанавливаемые правила воспринимаются значительно легче и вызывают меньше протеста.
Изучая окружающий мир, ребенок руководствуется в первую очередь любопытством. У него наверняка возникнет желание попробовать нарушить запрет. В силу небольшого жизненного опыта дети не могут прогнозировать результат своих действий, и оценить риск. Родители должны это предвидеть и на шаг опережать маленького исследователя. Дайте ему возможность потрогать нагревающийся (а не горячий) утюг, опрокинуть стакан с теплой водой (а не с кипятком). Ребенку необходимо учиться рисковать, но пусть это происходит под вашим контролем.
Как в сказке.
Увлекательное пособие для изучения правила безопасности - мультики и сказки. В них содержится много полезных советов, нужно только привлечь к этому внимание ребенка. Самонадеянный Колобок, неосторожные козлята, доверчивая Красная Шапочка... Обсудите их поведение с ребенком и спросите, как он поступил бы.
Постепенно малыш сам начнет комментировать необдуманные действия персонажей и давать им советы.
Предложите малышу придумать более веселый финал для любимых сюжетов. Так он разовьет воображение и научится искать пути решения трудных ситуаций.
Строгие запреты.
Обучение навыкам безопасности неразрывно связано с запретами, которые дети очень не любят. Как добиться соблюдение установленных ограничений?
- Составьте список строгих запретов, главное, но не длинный. В противном случае кроха перестанет их воспринимать. Например, со спичками, как и с плитой, баловаться нельзя. Но спички можно положить там, где кроха не достанет.
- Реже используйте слово "нельзя". Если взрослых оно настораживает, то у детей вызывает любопытство и горячий протест.
- Чтобы избежать непослушания говорите :"Это можно, а это нельзя, т.к....". Например, "Нельзя трогать горячий чайник!" замените на "Горячий чайник трогать опасно! Можно обжечь руку".
- Строгие запреты должны действовать всегда. Вчера самому включать телевизор было нельзя, а сейчас можно, так как папа устал? Такое поведение дезориентирует ребенка — если не запрещено иногда, значит, не запрещено всегда.
Поэтому, видите, что обучение детей правилам безопасности крайне важно и поможет его соориентироваться в различных трудных ситуациях.
АВТОРСТВО ЗАЩИЩЕНО