Достоинства и недостатки, которые содержит метод обучения Зайцева.
Понятно, что любая из методик обучения может иметь свои плюсы и минусы, как говорится: "нет ничего совершенного под солнцем". Вот эти нюансы мы попробуем разобрать, чтобы знать, чем хорош метод обучения Зайцева, а чего в этом методе настораживает.
Достоинства обучения чтению детей по кубикам Зайцева.
- Освоение беглого чтения.
Игровая форма проведения занятий, позволяющая ребенку быстро запомнить склады (слоги). Малыш не делит слог на отдельные буквы, сразу правильно произносит и читает его. - Грамотность написания. Представленные на кубиках сочетания гласной и согласной не противоречат нормам русского языка, используются лишь те, которые существуют и пишутся правильно (т.е., нет таких, типы ШЫ). Получается, что малыш даже и не задумывается о том, что есть какие-то иные сочетания букв с шипящими.
- Нет ограничения по возрасту. Некоторые советуют даже до достижения 1 года начинать заниматься с ребенком. Хотя изначально эта методика была разработана для детсадовских учреждений. Трехлетние малыши начинали при помощи метода обучения по Зайцеву читать уже на 4-е занятие. Потрясающий эффект. Ваше чадо уже в первом классе и есть проблемы с освоением чтения, письма – попробуйте методику чтения по Зайцеву. Эффективность и быстрота данной технологии проверена.
- Самостоятельность освоения навыков. Благодаря игровой форме, занятия становятся обыкновенным делом расписания малыша, нет надрыва, что НАДО идти учится, бутуз просто играет, никакого серьезного подхода. Вы просто в ходе игры предложите ребенку новый кубик, озвучите его, а вот обучающий процесс будет происходить самостоятельно, вы можете лишь в разных вариациях составлять занятия.
- Укрепление здоровья. Сейчас многие родители скажут: "Ух, ты, срочно бежим в магазин…". Чем это проявляется? Само строение кубов по размеру, цвету, внутреннему наполнению, помогает активно влиять на несколько мозговых зон ребенка, активируя соответствующие анализаторы. Цветовое исполнение позволяет ребенку не напрягать глаза. Крупный текст может быть виден издалека. Плюс ко всему, согласно правилам проведения занятий по Зайцеву, пособия располагаются в разных местах, это помогает тренировать зрение, развивая подвижность глазного яблока.
- Различные по звучанию, кубики помогаю развивать слух малыша, а сопровождение распевками стимулирует речевое развитие. Благодаря этому кроха учится понятию тембра и ритма.
- Развитие мелкой моторики. Различные по размеру кубики помогают стимулировать ладошки малыша, ведь к каждому размеру надо приноровиться. Это в свою очередь, поможет проделывать трудные манипуляции с предметами.
- Таблицы, размешенные на уровне глаз малыша помогают удерживать спинку, не задирая голову вверх, спокойно, без напряжения, ребенок может до всего дотянуться. Как результат - нет сколиоза и напряжения на позвоночный столб.
Обучение детей по методике Зайцева – недостатки.
Внесем пару ложек дегтя в огромную бочку с медом.
- Вы начинаете рано развивать карапуза, ответьте себе на вопрос, что вам даст раннее развитие, какую цель вы достигните? Ну, научится ваш кроха к 3,5 годам складовому чтению, что дальше? Разве сейчас в этом есть необходимость, что теперь вы перестанете читать ему на ночь сказки, вручите словарь, типа…на - читай. Глупости. Кстати, если карапуз научился читать, это совсем не означает, что он проявит бешеную любовь к книгам. Умение и любовь здесь совершенно не связаны между собой. Так подумайте, нужно ли это ребенку? Наверно, не очень. А кому? В первую очередь родителям, чтобы они могли похвастаться тем, какой вундеркинд у них растет. Мы вспоминаем, как с теплом, с заботой мама нам читала по вечерам сказки, а что вспомнит ваш малыш? Как мама заставляет читать книжку, а он не хочет и мама при этом может и голос повысить. В общем, долой детство! Кстати изначально эта методика осваивалась на иностранцах, причем уже взрослых. Так зачем торопиться, если время есть.
- Школьная программа иная. Вот здесь самый важный минус техники чтения по Зайцеву. Малыш привык к обучению слогами, поэтому произвести "расщепление" на буквы ему становится достаточно сложно. Тяжело объяснить, что разные по звучанию буквы объединяются в один слог, который может звучать несколько иначе. Ребенкустановится трудно морфемно разделить слово. Ведь буквенного восприятия слов методикой абсолютно не рассматривается. Получится, что крохе придется переучиться под школьную программу. А переучивание дается куда труднее, чем собственно обучение, ведь уже есть сложившийся стереотип.
- При длительных занятиях расцветки кубиков запоминаются и если, вдруг педагог в школе изобразит "глухие - звонкие" иными цветами – ваше чадо скорее всего запутается. Опять же…переучивание, и иногда болезненное, ведь умный ребенок может попасть в ряд отстающих.
- Последовательность обучения отсутствует. Как мы говорили, у автора нет сложных сочетаний с шипящими, где встречается буква "Ы", но зато есть такие слоги. Как "БЭ, ГЭ". Ну-ка, перечислите, много ли вы слов знаете, где есть такие слоги, мне, что-то, кроме названия экзамена "ЕГЭ" (а это абривеатура, а не слово) в голову ничего не пришло. Вот ребенок у вас и начнет на иной лад произносить слова : бэсэда. Кстати, даже слово вебинар, произносим, через Э, а пишем - то Е. Вот здесь опять начнется очередная путаница, чтобы понять, где правильно пишется Э, а где Е.
- Дорогое удовольствие для тех, кто захочет приобрести кубики и методику. Это подтверждается фактом, что интернет переполнен объявлениями: "купить кубики Зайцева б/у, со скидкой, пр." Весь полный комплект стоит: 4400 руб. кубики с таблицами + 550 руб. отдельный учебник для родителей + 390 руб. DVD версия методики. Все - ли смогут позволить? Думаю нет. Даже картонные заготовки, хоть значительно дешевле, но их долговечность под большим вопросом.
6. Трудоемкость изготовления, если вы решите соорудить сами. Честно говоря, меня это не испугало, я собрала все сама, в дальнейшем поделюсь этим материалом, а так же способом изготовления кубиков с вами.
Как видите, мы достаточно подробно рассмотрели достоинства, а так же недостатки, которые таит в себе метод обучения Зайцева. Ваше право соглашаться с моим индивидуальным мнением или нет. Есть еще много интересных методик раннего развития ребенка, о которых мы еще будем говорить. Скачать таблицы для кубиков с пособиями можно тут. Если вам это интересно, подписывайтесь на наши обновления, следите за новостями. А скоро мы вместе изготовим кубики Зайцева.
АВТОРСТВО ЗАЩИЩЕНО
- Развивающие домино и кубики Чаплыгина в игре
- Авторская методика Чаплыгина по обучению чтению детей младшего возраста
- Как сделать кубики Зайцева своими руками для детей.
- Как математика по Зайцеву учит быстрому счету
- Простые правила, как оформить детскую для ребенка, чтобы она стала развивающей
- Использование таблицы Зайцева на уроках по чтению
- Как методика чтения Зайцева помогает быстро научится читать
- Что должен уметь годовалый малыш к первому дню рождения.
Замечательно, что вы описали не только очевидные плюсы, но и некоторые минусы. Лично мне кажется, что плюсов больше, пр условии, что обучение идет не насильственным методом , а только при желании малыша. Наиболее активно мозг развивается в первые 5 лет.
Да, Наталья, "насиловать" ребенка не надо. Просто посчитала необходимым, чтобы родители знали и о недостатках данного метода. Хотя нас это не испугала и мы начали заниматься по кубикам.
Когда мои дети были маленькими таких кубиков еще не было, а жаль. Судя по всему очень полезная вещь для развития ребенка эти кубики Зайцева. Минусы в этой методике конечно тоже есть и очень хорошо, что они перечислены в статье. Ну а где их нет минусов? Главное, что плюсы сильно перевешивают.
Да, Татьяна, ни одна из методик без минусов не обходится.
Прочитав про недостатки методики Зайцева я окончательно убедилась в том, что не буду учить ребенка по ней. Эти минусы для меня важны. К тому же мне кажется, что каждый ребенок должен созреть для желания читать. И только после этого можно приступать к обучению.
Согласна, все должно быть вовремя. Если, чувствуете, что ребенок не готов - не надо.
Такое ощущение, что все ваше знание методики по интернету. Во-первых, кубики разделены не по "слагам", а по складам. А это разница! Почитайте на досуги авторскую методику. Во-вторых, цель не столько научить читать, сколько познакомить малыша с графическим выражением звуков. ввести понятие, что все, что мы говорим, мы можем читать и писать. Кроме того, после занятий у ребенка становится чище речь, расширяется словарный запас, образное мышление.
Последовательность присутствует, просто опять-таки, нужно читать не "мамские форумы", а методичку, написанную автором методики!
Ксения, если вы внимательно прочитали пост, то там отмечено, что на кубиках именно склады, а слово "слоги" прописано в скобках, для тех, кто начал читать серию постов именно с этой статьи, а не с самого начала. В конце-концов вы пришли почитать на эту тему на мамский сайт, а не прибегнули к методичке, что-то же вас сюда привело. то касаемо "научить читать", я согласна, что это не самоцель и методика дает больше возможностей. Но читая названия предыдущих постов вы поймете, что мы сравниваем именно методики, позволяющие научить ребенка раннему чтению, поэтому на это и идет упор.
Почему если школьная программа иная,то это минус кубикам Зайцева? Сейчас многие дети на семейном образовании и им не важно что школьная программа иная. Они могут свою программу выбирать.