Как правильно хвалить.

10.03.2015

Ребенок и похвала. Как правильно хвалить ?

Умеем ли мы правильно хвалить ребенка, выражать  свою похвалу ? Есть ли какие-то взаимосвязи: как ребенок воспринимает себя в зависимости от вашего же отношения к нему? Есть. Поэтому правильно хвалить ребенка очень важно. Итак, учимся вместе.Как правильно хвалить

Ругать или хвалить.

Семьи бывают разные, и отношения в разных семьях к детям- особые. Как правило, тех детей, которых родители ценили ( именно ценили, а не хвалили без повода), ждет успешная взрослая жизнь. А тех, которых только и тюкали дома, скорее всего по аналогии, ждут в будущем неудачи и падения. Конечно, есть исключения, дети, которые на постоянное "клевание" родителей просто отмахиваются и переступая порог дома обо все забывают. Но таких детей крайне мало. А теперь задумайтесь, кого вы хотели бы видеть в своем ребенке в перспективе- успешного человека, уверенного в себе или вечно неуверенного неудачника( не…, не..-сплошное самоотрицание).
Надо понимать, что свое мнение о себе очень важно, не путать с гордым самомнением. Человек должен четко понимать, чего он может добиться, а не думать, что вот это и то я делаю лучше всех. Надо понимать, что степень самооценки влияет и на желания человека, на формирование ценностей, на его чувства и желания. Итак, что можно сделать, дабы закрепить в ребенке правильную самооценку? Прежде всего нужно уважать выбор ребенка, давать ему некую самостоятельность и возможность самому решать свои проблемы и задачи. Тогда у ребенка будет расти уверенность в своих действиях, и расти уважение к самому себе.

Похвала везде и всюду или…

Похвала тоже помогает становлению ребенка , как личности. Однако здесь не все так просто.
Вы будете поражены, но детское мышление отличается от взрослого и вы можете получить весьма непредсказуемую реакцию.

Пример: ребенок приносит рисунок, там кроме кругов и каракуль ничего не разобрать, хотя его друзья рисуют гораздо лучше. Вы его хвалите, каков может быть результат?

  • сомнения в словах того, кто хвалить ( если человек знает что он делает плохо, то в чем его хвалят). Пример : «Малыш ты так здорово нарисовал, это же шедевр!» А он знает, что кроме кругов и рисовать –то ничего не умеет.
  • сомнения в том, кто хвалит. Ребенок думает, что ему либо врут, либо льстят.
  • может возникнуть опровержение. Ребенок скажет : "Нет я ничего не умею рисовать."
  • сосредоточение на своих недостатках. Ребенок понимает, что это рисунок плохой и рисовать больше не хочет, у него нет стимула.
  • появляется тревога : "А вдруг я так больше не смогу нарисовать".

Как видите, весьма непредсказуемые реакции, о которых мы и не задумывались. Поэтому частая похвала может принести весьма печальные результаты, в конце-концов, ребенок подумает, что вам от него что-то нужно, раз вы так нахваливаете его бездарную работу.

Важные правила.

Запомните перво-наперво: слова с преувеличением ( фантастично, шедеврально, великолепно и пр.) вызывают у ребенка неуверенность в себе. Ведь даже маленький ребенок понимает, что ему есть к чему стремиться.

Попробуйте похвалу разделить на 2 части:

  1. опишите что видите и чувствуете.
  2. ребенок, сделает выводы сам по вашему описанию.

Итак возвращаясь к нашему примеру с рисунком.
Вы говорите ребенку: "Ммм, ты нарисовал столько разноцветных кружочков и завитки, напоминающее бурю".
-"Да, мам, я это и нарисовал"
-"И как ты все это придумал?"
-"Потому что я люблю рисовать очень-очень... и хочу стать художником".

Видите… вы ничего не сделали, просто описали свое зрительное восприятие, а ребенок сам сделал вывод о похвале.

Похвала с описанием.

Начнем сразу с примера.
Внучка дарит бабушке собственноручно связанный шарф на 8 марта.

-Бабушка: О, ты связала очень красивый шарф!
-Внучка (думает): он ей на самом деле понравился или она просто хочет мне угодить?
-Бабушка: какие ровные петельки, одна к одной, узор «косичка», как я люблю»
-Внучка (думает): !!!
-Бабушка: Он такой широкий и мягкий, мне будет очень тепло в нем в ненастье.
-Внучка (думает): Ей и правда понравилось!

Вот такое незамысловатое описание того, что вы видите способно сформировать в ребенке уверенность, что вы его одобряете. Не вы хвалите ребенка, а он сам себя хвалит на основе вашей реакции. Понятно, что легче сказать: " Да, это здорово!". Но попробуйте перейти к описательному методу и вы увидите иное поведение детей. Они начинают ценить себя, осознавать свои возможности и стремится совершенствоваться. Вот что значит, правильно хвалить ребенка.

Освоив описательный тип похвалы можно попробовать расширенную похвалу, когда к описанию вы добавляете строчку, которая подытоживает увиденное. Все из того же примера с шарфом:

-Бабушка: О, ты связала очень красивый шарф! Такой теплый и мягкий, мне будет в нем тепло в ненастье. Вот, что я называю заботой о бабушке! В общем-то никакой конкретики, но ваше закрепляющее предложение позволит сделать выводы малышу о том, о чем он и не задумавался:
-Внучка (думает): Я, молодец, ведь я забочусь о старших и пожилых!

Когда ребенок вырастет, это станет для него жизненным критерием. Эта девочка, повзрослев, точно уступит место в транспорте бабульке или переведет ее через дорогу. Такие зачатки обязательно дадут свои плоды в будущем.

Итак, обобщаем три стадии похвалы:

  1. Описание увиденного.
  2. Описание своих положительных чувств.
  3. Итоговые слова о работе ребенка.

Многие заметят, что и эти три ступени нелегко пройти, ведь мы привыкли своих детей критиковать и ругать: "Это не так ты сделал, это не туда ты положил" и пр., но мало их хвалим,  да и просто не знаем, как правильно хвалить ребенка . Почему-то хорошее поведение ребенка мы воспринимаем как должное, а он не должен быть хорошим, он должен быть самим собой.
TEXT.RU - 100.00%


Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля