Игры на закрепление и автоматизацию звуков.

18.04.2014

Более - менее правильно научась произносить какую-то букву, родители ждут, что ребенок будет четко произносить этот звук в любом слове. Однако это далеко не так.  Логопедами установлено, что только через полтора месяца после постановки звука, в лучшем случае, ребенок научится выговаривать этот звук. До этого момента происходит автоматизация звука, в этом вам помогут специальные игры на закрепление звуков.

Играем на закрепление звука.

Игры на закрепление звуков

При оттачивании звука применяется отраженное повторение. Когда вы произносите звук, а ребенок смотрит на вас, делает это вслед за вами, словно "зеркалит" ваше произношение. Дальнейшим этапом взрослый показывает картинку, а ребенок называет слово, в котором прорабатываемый звук. Прибегайте к таким упражнениям каждый день, достаточно 5-10 минут далее пойдет все на автомате.

Превратите занятия в игру, к примеру, гуляя вместе с крохой в парке, да даже идя домой из детсада, повторяйте их. Привлеките остальных членов семьи, так ребенку будет легче сориентироваться. Существует куча поговорок и скороговорок и других средств народного фольклора. Надо, чтобы эти средства отображали по максимуму те звуки, который вы пытаетесь проработать с крохой.  Кроха со временем станет сам контролировать что, как произносит - это будет говорить об автоматизации звука.

Упражнения для автоматизации звука в речевом развитии:

  1. Кнопочки. Карапуз должен проговорит слоги или слово, при этом каждый раз словно нажать пальчиком на воображаемую кнопку. Используйте для этого кружочек, квадратик). Нужно повторить по количеству кнопок.
  2. Метроном. Пусть карапуз произносит темп, который вы выставите при помощи метронома определенное слово или фразу. Это будет задавать необходимый ритм и темп.
  3. Песочные часики. Пусть детка за вами повторит потешки или скороговорки, до тех пор пока сыплется песочек в часах (приблизительно 2 минуты, все зависит от размера часов.).
  4. Колокольчики. Необходимо озвучивать те слова, которые вы отрабатываете на содержащиеся в них звуки, взрослый оценивает правильно ли воспроизводится звук при помощи колокольчика.
  5. Шарик. При воспроизведении звука, слова, пусть чадо начнет из правой в левую руку перебрасывать мяч.
  6. Верёвочка с секретом. Карапуз должен, произнося скороговорку, наматывать себе на пальчик веревочку или шнурочек.
  7. Лабиринт. Детка должен водить по нарисованному или распечатанному лабиринту своим пальчиком. Главное выберите лабиринт попроще, иначе это будет отвлекать его.
  8. Забор. Ребеночек в процессе произношения отрабатываемых словосочетаний рисует забор из вертикальных черточек.
  9. Дорога - дорога. Пусть карапуз палочками или спичками выкладывает железную дорогу, произнося рекомендуемые чистоговорки.
  10. Узорчики. Кроха должен рисовать одинаковые фигуры (круги, треугольники, ромбы), произнося отрабатываемое слово.  Каждая очередная фигура - новое слово.
  11. Пирамида. Малышок должен на остов пирамидки надевать кольца по размеру, одновременно отрабатывая словосочетания.  Можно просто на карандаш надевать кольца от штор.
  12. Часы идут. Пусть детка по показаниям стрелки назовет слово столько же раз.
  13. Чутки. Ребятенок должен перебирать четки крупного размера или мамины бусы, произнося слова.
  14. Счёты. Отложите несколько косточек, пусть малыш произнесет и назовет звук столько, сколько отодвинуто косточек или же пусть сам передвигает косточки, одновременно называя слова.
  15. Спираль. Пусть кроха рисует пальцем по заранее нарисованной спиральке, произносит изучаемые слова или слоги.
  16. Тихо - громко. Вложите дорогу из разных по размеру фигур, пусть малышок пройдет по этой дорожке, называя слова с разной громкостью. Когда будет проходить большие фигуры - пусть произносит громче, когда маленькие - тише.
  17. Песенка. На хорошо известную мелодию, например "В лесу родилась елочка…", произносите скороговорки:
  • Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.

  • Чечётки, щеглы и чижи.

  • Саша шапкой шишку сшиб.

  • Королева кавалеру подарила каравеллу.

Учим скороговорки, играя.

Можно проводить занятия по гимнастике для языка, губ, нёба, а закреплять выученное — скороговорками. Их повторение развивает у ребёнка слуховое внимание, помогает ребенку правильно, а самое главное чётко произносить звуки.
Сначала несколько раз медленно прочитайте скороговорку, затем просите также ребенка медленно вторить вам, постепенно произносите их все быстрее - быстрее. Начинайте с самых лёгких. Кстати, их очень просто сочинять самим или вспоминать фразы из известных стишков, например, из "Бармалея" Чуковского:

"…Выходила к ним горилла, им горилла говорила, говорила им горилла, приговаривала…"

По мере взросления усложняйте скороговорки. Такие занятия помогут только, если заниматься ежедневно. Например, часто повторяйте, учите новые скороговорки по пути в детский садик — полезно + идти веселее!
Вот некоторые примеры скороговорок:

  • Чистит чистюля всё чище и чище.Чтобы ещё ей почистить, всё ищет.
  • На тёрке редьку трёт Тарас, трёт на террасе третий час.
  • Сорок сорок делили сырок, из-за сыра сороки подрались, только дырки от сыра сорокам достались.
  •  Купили Валерику и Вареньке варежки и валенки.

Вот такие замечательные простые игры на закрепление звуков. Сопровождая такие занятия пальчиковыми играми вы добьетесь особых результатов.

TEXT.RU - 100.00%


Метки записи:  
Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля